Рассмотрено
На Педагогическом совете №2
от 27.08.2020 г.
МБОУ «Новонадеждинская СШ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Новонадеждинская СШ»
Приказ №148 от 28.08.2020 г.
_______ Р.В. Ромащенко
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Новонадеждинская средняя школа»
(доработанная в августе 2023 г.)
на 2020-2025 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания основной образовательной программы
МБОУ «Новонадеждинская СШ» разработана с учетом Федерального закона от
29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего
общего обра- зования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое
просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа
включает
организационный.
три
раздела:
целевой,
содержательный,
Приложение —календарный план воспитательной работы.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Новонадеждинская СШ» расположена в сельском поселении Новая Надежда
Городищенского района Волгоградской области. Жители поселения – рабочие и
служащие со средним достатком, фермеры, малоимущие (работающие и безработные).
Рядом со школой ДК (работает не в отопительный период!), имеется на базе школы
МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания населения
Новонадеждинского сельского поселения», объединяющий сельскую библиотеку,
кружковую работу художественного руководителя ДК, физкультурно-массовую работу
физрука; ФАП, почта, детский сад, Администрация поселения, магазины и ларьки. Вот
и все составляющие культуры, просвещения и обслуживания населения. Тем не менее,
между поселенческим Центром культуры и школой сложилось тесное социальнопедагогическое партнерство. Педагоги и ученики школы систематически проводят
совместные мероприятия с
сельской библиотекой (например, вечера, посвященные
поэзии, мероприятия по профилактике вредных привычек, встречи с героями детских
книг, патриотические библиотечные часы и др.). Ученики школы – активные участники
физкультурно-массовых
мероприятий,
спортивных
секций
Центра
«Футбол»,
«Баскетбол», «Волейбол». Совместная работа с ДК, временно расположенном на базе
школьного актового зала, выливается в проведение совместных праздников, памятных
дат. Ученики школы посещают кружки Центра: «Очумелые ручки»,
«Улыбка»,
«Ровесник».
Отсутствие стабильного транспортного сообщения с городом Волгоград, который
находится в 20 километрах от поселения, затрудняет организацию поездок учащихся в
город на экскурсии,
в кружки и секции. Однако такая работа ведётся классными
руководителями школы и руководителями школьных кружков.
Школа сотрудничает с мобильными театрами: «ТИЛИ-БОМ», с мобильным
планетарием, музеем занимательных наук Эйнштейна, с другими музеями г. Волгоград
и п.г.т. Городище, с вузами и сузами г. Волгоград.
Также плодотворная работа ведётся со специалистами ГКУСО «Городищенского
Центра социального обслуживания населения», ИП Лукьяненко «Обучение через
впечатление»,
с отделом ПДН МВД по Городищенскому муниципальному району.
Профилактическую работу ведут и специалисты организации «Общее дело» (В.М.
Перцев).
Процесс
на
воспитания
следующих
в
принципах
МБОУ
«Новонадеждинская
взаимодействия
СШ»
педагогических
основывается
работников
и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
стержень
годового
цикла
воспитательной
работы
школы
–
ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется
конструктивное
межклассное
и
межвозрастное
взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
1. Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированына уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межнационального,межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный
вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и
религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание,
соблюдение
гигиены,
режим
занятий
и
отдыха,
регулярнуюфизическуюактивность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела МБОУ
«Новонадеждинская СШ», комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в
единый коллектив.
Формы ключевых общешкольных дел.
Вне образовательной организации:
социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися
и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на преобразование окружающего школу социума;
проводимые для жителей поселения и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают
возможности
для
творческой
самореализации
и включают их в деятельную заботу об окружающих;
обучающихся
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
На уровне образовательной организации:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами,
в которых участвуют все классы школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах,
значительный
вклад
в
развитие
школы.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа
ключевых
дел,
за
его
отношениями
со
сверстниками,
старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание
необходимой
помощи
обучающимся
в
их
подготовке,
проведении
и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности),
позволяющие
с
одной
стороны,
–
вовлечь
в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого
обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
сплочение
и
коллектива
командообразование;
класса
через:
однодневные
и
игры
и
тренинги
многодневные
походы
на
сплочение
и
экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения
обучающихся,
включающие
в
себя
подготовленные
ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся
освоить
в школе.
нормы
и
правила
общения,
которым
они
должны
следовать
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся
класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с
результатами
бесед
классного
руководителя
с
родителями
обучающихся,
учителями-предметниками, а также со школьным психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость
и
т.п.),
когда
каждая
проблема
трансформируется
классным
руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а
в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция
поведения
обучающегося
через
частные
беседы
с
ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Требования
к
условиям
работы
с
обучающимися
с
особыми
образовательными потребностями.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражены в примерных
адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой
нозологической группы.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые
условия, описанные в индивидуальных программах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
построение
воспитательной
деятельности
с
учётом
индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
–
создание
оптимальных
условий
совместного
воспитания
и
обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников
по
ключевым
вопросам
воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное
информирование
родителей
о
школьных
успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь
родителям
обучающихся
или
их
законным
представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание
на
занятиях
школьных
курсов
внеурочной
деятельности
осуществляется преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями
и
доверительными
отношениями
друг
к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
поощрение
педагогическими работниками
детских инициатив и детского
самоуправления.
Виды внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на
передачу
обучающимся
любознательность,
социально
значимых
позволяющие
знаний,
привлечь
развивающие
их
их
внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные
условия
для
просоциальной
самореализации
обучающихся,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к
культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать
свое
собственное,
терпимо
относиться
к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
и
общения
со
сверстниками
старшими
(обучающимися),
(педагогическими
принципы
работниками)
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для
чтения,
задач
для
решения,
проблемных
ситуаций
для обсуждения в классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
с
обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные
на
уроке
знания
обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного
отношения
к
чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка
работникам
детского
воспитывать
самоуправления
в
обучающихся
в
школе
помогает
инициативность,
педагогическим
самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит
их
к
взрослой
жизни.
Поскольку
обучающимся
младших
и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета
мнения
обучающихся
по
вопросам
управления
образовательной
организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
объединяющего старост 5-11 классов для облегчения распространения значимой для
обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов;
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций
в школе.
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных
координировать
его
работу
с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через
деятельность
выборных
органов
самоуправления,
отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов).
На индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное,
самоуправляемое,
некоммерческое
формирование,
созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для
реализации общих целей,
указанных в
уставе
общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через:
утверждение
и
последовательную
реализацию
в
детском
общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава
выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества
как
забота,
уважение,
умение
сопереживать,
умение
общаться,
слушать
и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных
мероприятий
для
посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных
учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории
(работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и
другие;
договор,
заключаемый
между
обучающимися
и
детским
общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание
(клятва) при вступлении в объединение (общешкольное мероприятие «Посвящение в
старшеклассники»). Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения,
возникающие
между
обучающимся
объединения,
и
его
коллективом
детского
руководителем,
общественного
обучающимися,
не являющимися членами данного объединения;
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения
в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского
объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского
объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего
их
инфантильных
труда,
и
эгоистических
преодоления
наклонностей,
обучения
рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
регулярные
пешие
прогулки,
экскурсии
или
походы
выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся:
в
музей,
в
картинную
галерею,
в
технопарк,
на
предприятие,
на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов»,
«разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые
педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для
углубленного
изучения
биографий
проживавших
здесь
российских
поэтов
и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым
отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения
останков погибших советских воинов;
многодневные походы, организуемые совместно с организациями, реализующими
дополнительные
общеразвивающие
программы
и
осуществляемые
с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной
организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному
проведению
(распределение
среди
обучающихся
основных
видов
работ
и
соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского
путешествия (каждого дня – у вечернего походного костра и всего похода – по
возвращении домой).
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогических
работников
и
обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности
педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный
в
но
постиндустриальном
и
взгляд
мире,
внепрофессиональную
охватывающий
составляющие
на
не
такой
только
труд
профессиональную,
деятельности.
Эта
работа
осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия Городищенского района и Волгоградской области,
дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных
тестирования,
выбору
профессий,
прохождение
прохождение
онлайн
курсов
профориентационного
по
интересующим
онлайн-
профессиям
и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога
(при наличии специалиста) для
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение
обучающимися
основ
профессии
в
рамках
различных
курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель
школьных
медиа
(совместно
создаваемых
обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков
общения
и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся старших
классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого является
освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы, как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая служит
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
обучающихся,
позволяющих
им
реализовать
свой
творческий
потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного
стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах,
интересных
экскурсиях,
походах,
встречах
с интересными людьми и т.п.);
озеленение
пришкольной
территории,
разбивка
клумб,
тенистых
аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного
книгообмена,
на
которые
желающие
обучающиеся,
родители
и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а
также брать с них для чтения любые другие;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими обучающимися;
событийный дизайн
–
оформление
пространства
проведения
конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в
торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни школы знаковых событий;
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает
совместную
деятельность
педагогов,
обучающихся,
других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию
в воспитательном процессе:
оформление
общеобразовательную
внешнего
вида
организацию
здания,
фасада,
государственной
холла
при
символикой
входе
в
Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
и
исторических,
культурологических,
точных
и
художественно
стилизованных,
оформленных,
географических,
в
том
числе
природных,
материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности,
региона,
России,
памятных
исторических,
гражданских,
народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового
пространства
позитивной
воспитательной
духовно-нравственной,
направленности
(звонки-мелодии,
гражданско-патриотической
музыка,
информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-
нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
–
разработка
и
популяризация
символики
общеобразовательной
организации(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
– акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа
с
родителями
или
законными
представителями
обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с
родителями
или
законными
представителями
обучающихся
осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный Совет родителей и Совет школы, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
обучающихся;
родительские классные собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.
Модуль 3.12 Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ
«Новонадеждинская СШ» предусматривает:
● организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
● проведение исследований,
мониторинга
рисков
безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение «групп риска» обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.) – учёт
классного руководителя, ШСП (Школьный Совет Профилактики);
● проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных
педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов,
опеки и т. д.);
● разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением,
организацию межведомственного взаимодействия;
● вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных
рисков
в
общеобразовательной
организации и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения,
вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в
цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
● профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
● профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие,
социально
запущенные,
социально
неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными
принципами,
на
основе
которых
осуществляется
самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании
методического
объединения
классных
руководителей
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить
за
минувший
учебный
год;
какие
проблемы
решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными
руководителями,
активом
старшеклассников
и
родителями,
хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способы получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников: беседы с обучающимися и их
родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления,
при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
общеобразовательной организации.
Приложение
Календарный план воспитательной работы
Перечень основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии
с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации,
документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими
рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
Сентябрь:
● 1 сентября: День знаний;
● 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь:
● 1 октября: Международный день пожилых людей;
● 4 октября: День защиты животных;
● 5 октября: День учителя;
● Третье воскресенье октября: День отца;
● 30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь:
● 4 ноября: День народного единства.
Декабрь:
● 3 декабря: Международный день инвалидов;
● 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
● 6 декабря: День Александра Невского;
● 9 декабря: День Героев Отечества;
● 10 декабря: День прав человека;
● 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
● 27 декабря: День спасателя.
Январь:
● 1 января: Новый год;
● 7 января: Рождество Христово;
● 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
● 27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
● 2 февраля: День воинской славы России;
● 8 февраля: День русской науки;
● 21 февраля: Международный день родного языка;
● 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
● 8 марта: Международный женский день;
● 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
● 12 апреля: День космонавтики.
Май:
● 1 мая: Праздник Весны и Труда;
● 9 мая: День Победы;
● 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
● 1 июня: Международный день защиты детей;
● 5 июня: День эколога;
● 6 июня: Пушкинский день России;
● 12 июня: День России;
● 22 июня: День памяти и скорби;
● 27 июня: День молодежи.
Июль:
● 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
● 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
● 25 августа: День воинской славы России.